vrAse: превращаем смартфон в очки для виртуальной реальности


Будущее наступило: виртуальная реальность из кадров футуристических фильмов перекочевала в наши карманы. Выпуск очков Google Cardboard сделал ее доступной всего за 5-10 долларов почти каждому обладателю смартфона. Выпускаются и более дорогие (и надежные) аналоги VR-гарнитуры, выполненные в добротном корпусе из пластика, оборудованные удобными ремнями, дополнительными кнопками и прочими «фишками». Примером таких VR-очков является Samsung Gear VR, предназначенный для корейских флагманов.

Минимальные требования к смартфонам для виртуальной реальности

В случае с Gear VR требования к устройству сводятся к одному пункту: смартфон для VR должен называться Galaxy Note 4, 5, 7 или Galaxy S6, S7 (как обычный, так и Edge). Для каждой модели существует своя версия очков виртуальной реальности, отличающаяся формой и размерами крепления смартфона. Все эти устройства объединяет тот факт, что они имеют экран с разрешением 2560х1440 точек. А вот с чужими девайсами VR-очки из Кореи не работают.

Google Cardboard

VR-гарнитура Google и ее аналоги не привязаны к конкретным устройствам. Теоретически, сохраняется возможность использования любого мобильного гаджета. Однако некоторым требованиям смартфон для VR, все же, должен соответствовать:

  • Размеры. Очки Google CardBoard (и аналоги) обычно рассчитаны на устройства с диагональю экрана 4,5-5,5 дюймов. Поэтому более компактный девайс или большой «лопатофон» в них не удастся нормально разместить.
  • Разрешение. Разрешение экрана смартфона для виртуальной реальности должно быть не ниже FullHD (1920х1080 точек) у IPS матрицы или QHD (2560х1440) у AMOLED. Более низкое разрешение будет выдавать недостаточно детализованную картинку, от которой глаза быстро устают. Разница в требованиях между AMOLED и IPS связанна с тем, что Samsung (главный производитель дисплеев на органических светодиодах) применяет технологию PenTile. При ее использовании матрица содержит меньше субпикселей, и они имеют увеличенные размеры. На дисплее HD 720p VR тоже заработает, но смотреть на нее будет неприятно.
  • Чипсет. Бюджетные процессоры на 4 ядрах со слабой графикой могут оказаться недостаточно мощными для VR. Смартфон должен быть оборудован чипом с мощными ядрами и хорошим ГП. У него должно быть не менее 2 ядер Cortex A72 (или лучше) или 4 ядер Cortex A53 (и новее) с частотой 1,5-3 ГГц. Графический модуль должен относиться к среднему классу и выше (минимум Mali x3x, Adreno x1x, PoverVR Gx2xx). Подходящими можно назвать Mali T860, Adreno 510, PowerVR G6200. На более слабом смартфоне виртуальная реальность тоже заработает, но гарантировать приемлемое быстродействие нельзя.
  • Датчики. Чтобы шлем виртуальной реальности корректно отображал картинку, требуется наличие на борту смартфона акселерометра и гироскопа. Они будут корректировать и перемещать 3D-изображение, в зависимости от положения головы зрителя.
  • Магнитный датчик (датчик Холла). Большинство недорогих очков виртуальной реальности оснащены единственной кнопкой, работающей по магнитному принципу. За счет взаимодействия с датчиком Холла смартфоном можно управлять, когда он находится внутри VR-гарнитуры. В зависимости от характера нажатия кнопки (быстрое или медленное, короткое или длинное, одинарное или двойное) можно настроить выполняемые действия.

Основные VR требования, предъявляемые к смартфонам

Если говорить, к примеру, об очках марки Gear VR, требуется единственное – пусть ваш смартфон носит имя Galaxy (модели Note 4, 5, 7, S6, S7).

Важно! Для всякой из этих разновидностей найдется собственная версия очков. Отличаться они будут лишь размерами креплений и формой

VR-гарнитура от Google к каким-то конкретным устройствам не привязана. Об ее аналогах можно сказать то же самое.

Используйте какой угодно смартфон, соответствующий определенным требованиям:

  • операционная система: подойдет OS Android – от 4.1, Windows – от 7.0, а также iOS – от 6.0;
  • размер диагонали экрана: должен быть от 4,5 до 5,5 дюймов;
  • разрешение экрана: FullHD – от 1920х1080 точек, либо QHD – от 2560х1440;
  • чипсет: бюджетный процессор даже с 4 ядрами обладает недостаточной мощностью;
  • датчики: на борту смартфона должны наличествовать акселерометр и гироскоп или магнитомер, а также GPS-позиционирование.

Какие смартфоны для VR лучше

Кроме того, что любой смартфон для VR должен соответствовать рекомендуемым требованиям, есть и другие нюансы при использовании виртуальной реальности. В первую очередь, аппарат не должен быть «кирпичом» (вроде Oukitel K10000, весом 300 грамм). Слишком тяжелый смартфон будет давить на переносицу, снижая комфорт от погружения в виртуальную реальность. Оптимальным является вес в пределах 100-200 грамм (чем меньше – тем лучше).

Нагрузка на аппарат в режиме виртуальной реальности заметно возрастает, слабый аккумулятор не даст досмотреть длинное кино. Желательно использовать смартфон с емкой батареей и хорошей оптимизацией питания, вроде Samsung Galaxy J7 2021 или Xiaomi Redmi 3. Так как батарейка в ходе разряда греется, да и чипсет ничуть не мерзнет, нужно обеспечить нормальный теплоотвод. Осуществить его помогает алюминиевый корпус, который сейчас не так и редок.

Экраны без воздушной прослойки (технологии Super AMOLED и OGS) более привлекательны для VR. Связанно это с тем, что они обеспечивают более качественное отображение виртуальной реальности. Наличие слоя воздуха между матрицей и тачскрином может повлечь потерю яркости, снижение прозрачности, привести к оптическим искажениям.

Картинка в виртуальной реальности проецируется на глаз с близкого расстояния, поэтому лучше обзавестись смартфоном с хорошей цветопередачей. Она свойственна матрицам AMOLED и TFT IPS. Экраны с TFT TN в этом плане хуже, хоть и обеспечивают более быструю смену изображения (время отклика 2-5 мс, против 5-15 мс у IPS).

Как работают стандартные очки виртуальной реальности для смартфона

Корпус для очков состоит из перегородки для экрана и двух линз с видимостью в диапазоне 110 градусов. Это сделано для того, чтобы пользователь не увидел черный граней своим боковым зрением, при этом каждая линзы дополняют стереоскопическое графическое искажение, которое создает экран в режиме VR. Чтобы лучше понять, как это работает, можно провести небольшой тест:

  1. Сфокусировать глаза на определенном объекте;
  2. Закрыть один глаз и запомнить расположение объекта;
  3. Закрыть другой глаз, при этом открыв первый. Если все будет сделано правильно, то будет заметно, что объект сместился.


Расположение линз

Данный тест доказывает, что человеческий глаза видят различные изображения. Чтобы достичь подобного результата экран смартфона разделятся на два одинаковых изображения с различным искажением. Поэтому для того чтобы картинка отображалась корректно и нормально воспринималась человеком используют искажение, которое затем, мозг корректно обрабатывает. Но это только то, как устройство воспроизводит картинку, но как работает определение человека в пространстве?


Расположение мобильного телефона

Перемещение в пространстве обрабатывается за счет нескольких датчиков установленных в смартфоне: акселерометра и гироскопа, которые предназначены для высчитывания скорости и положения головы, а магнитометр помогает корректировать направление смещения головы. Эти приспособление появились достаточно давно, но из-за того что производительность техники мощность данных датчиков были заметно слабее – первые модели шлемов укачивали своих пользователей. Такая реакция связана с тем, что процессор просто не успевал принимать все данные с датчиков и картинка перед глазами человека сильно запаздывала. Как известно, если изображение перед глазами не меняется в течение 50 миллисекунд, то организм начнет сбоить. Благо, в новых моделях такое происходит крайне редко.

Для чего можно использовать шлемы виртуальной реальности для смартфонов


Игры в VR

Первая мысль, которая возникает перед покупкой VR BOX – это для чего же можно его использовать? Множество компаний на данный момент продвигают свои устройство, снабдив их разнообразным контентом начиная от игр, заканчивая фильмами, маленькими анимационными историями и просмотров видео в 360 градусов в приложении YouTube. Поэтому покупая VR BOX можно не волноваться по поводу покупки «кота в мешке». Так как среди прочего можно глубже погрузиться в мир таких игр как Minecraft, GTA и многих других.

По какому принципу смартфон подключается к очкам?


Беспроводное подключение мобильного телефона

Для многих все ещё остается загадкой, как мобильный телефон взаимодействует с очками, но в этом нет ничего сложного. Подключение проходит в несколько простых шагов:

  1. Требуется скачать специальное приложение с Google Play или App Store. Чаще всего, для каждой модели VR создана собственная программа, которая указана на коробке или в инструкции, реже подключение происходит со сторонними продуктами;
  2. В зависимости от модели гарнитуры виртуальной реальности, в комплект может входить пульт управления для взаимодействия с надетым шлемом. В случае, если такой пульт имеется, то можно надевать шлем с вставленным внутрь телефоном и начать запускать фильмы, игры и все остальное;
  3. Если контроллера нет, то сначала запускаем приложение для VR и вставляем смартфон;
  4. При наличии в модели настроек изображения и регулирование фокусного расстояния линз – отрегулировать под себя;
  5. Движением головы проверить работоспособность.

В настройке и подключении устройства нет ничего сложного. Далее мы поговорим о лучших моделях очков для смартфона.

Возможности при использовании VR очков со смартфоном

При использовании очков виртуальной реальности перед пользователем открываются широкие возможности. Перечень их пока не полный, так как программисты еще не внедрили все возможные функции VR в жизнь.

  • 3D видео. Специализированные проигрыватели позволяют адаптировать картинку раздельно для каждого глаза, и за счет оптического эффекта мозг воспринимает картинку трехмерной. Так можно смотреть кино и ролики на YouTube. Без очков виртуальной реальности ролик будет выглядеть вот так:
  • 3D игры. В играх за счет такого же 3D-эффекта достигается эффект погружения. Единственное – для игры в 3D само приложение должно поддерживать стереоскопию, а для управления нужен геймпад, подключенный по Bluetooth, или другие контроллеры, которые выполнены в разных форм факторах — от брелков и напальчников до плащей, есть даже в виде винтовки.

  • Фото и видео в 360 °. Ролики и кадры, снятые панорамными камерами, можно просматривать в деталях, просто поворачивая голову. Это позволяет добиться эффекта присутствия.
  • Дополненная реальность. Получая картинку с камеры смартфона, очки виртуальной реальности позволяют добавлять в нее виртуальные элементы в 3D. Эта опция ограничивается лишь фантазией разработчиков ПО. К примеру, теоретически можно ловить покемонов, просто перемещаясь в VR-очках, или разместить в своей комнате виртуальный домашний кинотеатр.

Подробно о возможностях VR со смартфоном расскажет ниже парень с Ютюба.

Как работают очки виртуальной реальности

Особенности конструкции

Многие считают термины «VR-очки» и «VR-шлем» синонимами, но это не верно. Так чем очки виртуальной реальности отличатся от шлема? Все просто — VR-очки не имеют собственного дисплея. Состоят они лишь из линз, корпуса (в случае очков, пожалуй, более уместным будет формулировка «оправа») и ремня. Впрочем, самые дешевые очки — картонные Google CardBoard лишены ремня и их приходится рукой удерживать перед глазами. Опционально может быть реализован механизм подстройки расстояния между линзами и расстояния от глаз до линз. В роли же дисплея будет выступать ваш смартфон.

Бренд очков виртуальной реальности при выборе модели особого значения не имеет. Например, компания Samsung хоть и производит очень эргономичные VR-очки, но они стоят неоправданно дорого и совместимы лишь с флагманскими смартфонами Galaxy S и Note (внутри очков находится контрольный чип). Неплохо зарекомендовала себя как производитель VR-очков Xiaomi — модели Mi VR Play и Mi VR Play 2 — стоят умеренно и вполне удобны в использовании. Также в продаже встречается великое множество «безымянных» китайских VR-очков по очень низкой цене. Но качество их сборки сильно разнится, что особенно заметно на линзах. В одних моделях линзы качественные и просматривать VR-контент вполне комфортно, тогда как от других быстро устают глаза. Рекомендуем поискать отзывы о конкретной модели в интернете, а лучше, по возможности, лично протестировать в магазине перед покупкой.

Главное, не засиживаться в виртуальной реальности подолгу. Если воздействие VR на психику человека ученые только-только начали исследовать, то утомляющее влияние на глаза и вестибулярный аппарат доказаны давно. Рекомендуемая длина VR-сессии — 15 – 30 минут, максимально допустимая — 1 час. Сочетаются VR-очки и с обычными диоптрийными очками и контактными линзами. Лишь бы оправа была не слишком большой и уместилась внутрь VR-очков. Естественно, пользователям с проблемами зрения стоит быть вдвойне внимательным к появлению неприятных ощущений в глазах (сухость, жжение, слезотечение).

Диагональ и разрешение экрана

Большинством VR-очков поддерживаются смартфоны с диагональю экрана от 4.5 до 6.4 дюйма. Но какой телефон подходит для очков виртуальной реальности лучше всего? Но, на наш взгляд, вдаваться в крайности не стоит и оптимальной будет диагональ от 5 до 5.7 дюйма. При одинаковом разрешении в первом случае будут менее заметны отдельные пиксели и картинка будет казаться четче, во втором — больше угол обзора и сильнее эффект погружения.

Разрешение экрана советуем не ниже 1920×1080 точек. Конечно, 1280×720 тоже поддерживается, но отдельные пиксели через диоприйные линзы будут выглядеть прямо-таки огромными. Идеальный же вариант — разрешение 2560×1440 или выше, которое позволяет уместить по ширине два виртуальных 720p-экрана (требуются для стереоскопического эффекта и, как результат, объемного изображения). Новомодные смартфоны с вытянутым соотношением сторон 18:9 для VR подходят еще лучше, так как у классических 16:9-экраном по высоте все равно избыток пикселей (см. статью «Дисплей без границ: ТОП-5 безрамочных смартфонов».

Акселерометр, гироскоп и магнитный компас

Почему очки виртуальной реальности не поддерживают тот или иной телефон? Обязательной для VR-очков деталью смартфона является акселерометр — простейший датчик перемещения в пространстве, который, к счастью, есть во всех без исключения смартфонах последних лет пяти, а то и старше. Если ваш смартфон умеет автоматически поворачивать изображение из портретного режима в альбомный, значит в нем есть акселерометр. Как результат, вы сможете не просто созерцать в очках виртуальной реальности статичную объемную картинку, но и вращать головой, чтобы оглядываться по сторонам, например в 360-градусном круговом видео.

Вторым важным, но необязательным для VR элементом является гироскоп — датчик положения в пространстве. Он более точный, чем акселерометр, и применяется в первую очередь в играх, требующих точного прицеливания взглядом. Проще говоря, в VR-гонки можно поиграть и на смартфоне с одним лишь акселерометром, тогда как для шутеров (например, Zombie Shooter VR и The Lost Future: VR Shooter) нужен уже гироскоп.

Третий, реже всего используемый для VR элемент смартфона — магнитный компас (не путать с электронным). Он используется только теми VR-очками, у которых имеется встроенный магнит (например, Google CardBoard версии 2.0). С его помощью можно наводить взгляд на объект в виртуальной реальности (например, кнопку меню) и, удерживая взгляд на нем несколько секунд, активировать его. Если же у смартфона нет магнитного компаса или у очков нет магнита, управлять VR-приложениями и играми можно будет лишь нажатием физических кнопок на очках или внешнем Bluetooth-геймпаде.

Проверить наличие всех вышеупомянутых датчиков у Android-смартфона можно с помощью приложения AIDA64. У iPhone же последних поколений все эти датчики имеются. Если все в порядке, смело устанавливаем приложение Google Cardboard (требуется ОС Android 4.1+ или iOS 8.0+) и приступаем к просмотру собранного в нем VR-контента.

Узконаправленный контент

Функциональность VR-очков очень широка и в то же время очень ограничена. Контента, адаптированного под виртуальную реальность много, но он слишком однообразен. Так что могут очки виртуальной реальности в итоге? Условно весь VR-контент можно разделить на пять типов:

  • игры-гонки: автомобили, самолеты, катеры, американские горки;
  • игры-шутеры с волнами врагов;
  • игры-хорроры со скримерами (рекомендуем играть в наушниках);
  • обучающие круговые видео: природа, музеи, концерты;
  • 3D-видео эротического и порнографического содержания.

Существенно расширить функциональность VR-очков можно при наличии настольного ПК или ноутбука с видеокартой GeForce с поддержкой технологии NVIDIA Share (модели начиная с GTX 650 Ti, 750, 950, 1050 или их ноутбучные аналоги). Посредством комплекта программного обеспечения Trinus можно настроить трансляцию VR-контента с ПК на смартфон по USB либо Wi-Fi. Это позволяет играть если не в режиме VR, то по крайней мере в 3D в любую компьютерную игру: хоть GTA V (в ней поддерживается вращение головой), хоть Skyrim (просто вид от первого лица). При этом, правда, будет сильная задержка изображения, из-за чего играть, например, в шутеры будет не комфортно. Зато графика в компьютерных играх в разы лучше, чем в мобильных.

Также рекомендуем к прочтению статьи:

  • «Полное погружение: ТОП-5 очков виртуальной реальности»
  • «Вся наша жизнь — игра: ТОП-5 подарков для заядлого геймера»
  • «5 носимых гаджетов линейки Samsung Gear»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]