Почему не работает фен — возможные причины
Оглавление:
- Как именно не работает фен — и о чем это говорит?
- Фен не включается? Проверьте розетку и шнур
- Пропеллер плохо крутится? Чистим его
- Или, может быть, фен не работает, потому что сгорел мотор?
Время чтения: 3 минуты.
Фен сломался и не работает? Не спешите печалиться. Да, возможно, что фен вышел из строя наглухо, так, что теперь останется только выбросить его и купить новый, возможно, более качественный. Но вполне возможно также, что неисправности обратимы, и что достаточно будет только правильно понять, в чем причина неполадок, и совершить простые действия по исправлению — и фен заработает, как прежде.
Электросхема фена для сушки волос
Этот электроприбор — фен для сушки волос — очень популярен и зачастую незаменим в быту. В связи с высоким потребительским спросом, конструкции большинства фенов стали очень схожими, а качество изготовления и цена упали. На сегодняшний день купить по-настоящему долговечный фен очень непросто. Практика ремонта фенов различных марок говорит о том, что случающиеся поломки однотипные и, как правило, не фатальные, а легко устранимые без серьезных денежных трат.
Любой электрический фен в своей конструкции содержит два основных, крупных элемента: вентилятор и нагреватель. Вентилятор гонит воздух через нагреватель (нагревательный элемент), засасывая его позади фена и выбрасывая спереди нагретым.
Устройство фена для сушки волос. 1 — пропеллер; 2 — электродвигатель; 3 — нагреватель; 4 — термозащита; 5 — переключатель режимов; 6 — кабель питания.
У бытовых фенов вентилятор построен на базе низковольтных (12-18 В) коллекторных электродвигателей постоянного тока. Такой двигатель нельзя питать напрямую от сети 220 В переменного тока. Для достижения необходимого падения напряжения применяется отдельная спираль (назовём её понижающей) внутри нагревательного элемента. Для выпрямления напряжения применяется двухполупериодный выпрямитель (диодный мост), смонтированный навесным монтажом на контактах электродвигателя. На металлический вал двигателя посажен пластмассовый пропеллер, состоящий из трёх или более лопастей.
Нагревательный элемент фена представляет собой каркас из несгораемого материала с несколькими обмотками из нихромовой проволоки (спирали). В зависимости от количества режимов работы фена, обмоток может две или три, одна из которых понижающая.
Нагревательный элемент с двумя обмотками.
Горячие спирали нагревательного элемента должны постоянно обдуваться холодным воздухом, особенно при работе на максимальной мощности. Если по какой-либо причине поступление воздуха стало недостаточным или вовсе прекратилось (например, вышел из строя двигатель), то, из соображений пожарной безопасности и во избежание перегорания нагревательного элемента, фен должен автоматически отключиться. Такое аварийное отключение происходит благодаря присутствию в устройстве фена сразу двух термочувствительных элементов — двух «рубежей защиты» внутри нагревателя.
Первый «рубеж» — термостат. Он представляет собой пару замкнутых контактов, закреплённых на биметаллической пластине. Находясь близко к выходу нагретого воздуха, контакты интенсивно им обдуваются. При достижении выходящим воздухом критической температуры, контакты отдаляются друг от друга, цепь питания фена размыкается. Через несколько минут, когда биметаллическая пластина остынет, контакты вновь сомкнуться и фен включится.
Термостаты на основе биметаллических пластин.
В случае если вышеуказанная защита по какой-либо причине в нужное время не сработала, то несколькими секундами позже задействуется «второй рубеж» защиты – термопредохранитель. Этот предохранитель одноразовый и, после срабатывания, нуждается в замене.
Плавкий термопредохранитель.
Устройство фена Rowenta CV 4030.
Чтобы увидеть внутреннее устройство бытового фена, разберем его типичного представителя – Rowenta CV 4030. Данная модель оснащена вентилятором на основе низковольтного двигателя, нагревательный элемент состоит из одной понижающей спирали и двух нагревательных. Фен имеет три рабочих режима, на первом режиме обороты вентилятора ниже, чем на двух других. Принципиальная схема этого фена представлена ниже.
В первом положении переключателя SW1 сетевое питание, прошедшее через вилку XP1, фильтр C1R1, защитные элементы F1, F2, диод VD5 (необходимый для отсечения одной полуволны переменного напряжения) поступает на понижающую спираль H1, через неё питается электродвигатель M1. Диоды VD1-VD4 необходимы для выпрямления пониженного спиралью H1 переменного напряжения. Катушки индуктивности L1, L2 и конденсаторы C2, C3 служат для снижения помех, возникающие при работе щеточного электродвигателя. Через диод VD5 питание так же подается и на нагревательную спираль H2.
При переведении переключателя SW2 в положение «2», диод VD5 замыкается накоротко и «выходит из игры». Двигатель начитает работать на максимальных оборотах, спираль H2 нагревается сильнее. Третье положение движка переключателя SW2 соответствует режиму максимальной потребляемой мощности, когда параллельно спирали H2 подключается спираль H3. В таком положении температура выходящего воздуха самая высокая. Кнопка «cool» включена в разрыв обеих нагревательных спиралей, при её нажатии остается включенным только электродвигатель через спираль H1, спирали H2 и H3 обесточиваются.
Процесс вскрытия фена Rowenta cv4030. Фен в полуразобранном виде.
Фен без корпуса. Снизу вверх: переключатель SW1, конденсатор C1 с припаянным к нему резистором R1, кнопка SB1, нагревательный элемент, двигатель с пропеллером (в черном кожухе). Нагревательный элемент. Диод VD5 (фото слева) и катушки индуктивности (фото справа одной катушки) фена Rowenta CV 4030 смонтированы внутри нагревательного элемента. Термостат (фото слева). Термопредохранитель (фото справа)
Как именно не работает фен — и о чем это говорит?
Когда человек говорит, что фен сломался, под этим обычно подразумевается одно из следующих происшествий:
- Фен просто не включается и никак не реагирует на ваши действия.
- Пропеллер фена очень плохо крутится или не крутится совсем, нет достаточного напора воздуха.
- Фен искрит, при включении чувствуется запах гари, хочется побыстрее выключить его — да, это правильно, обязательно выключайте фен, когда начинается что-то подобное.
Естественно, у всех этих проблем разные причины. Сейчас мы разберемся, как продиагностировать и, возможно, исправить их.
РЕМОНТ ФЕНА
Недавно ко мне на ремонт принесли фен не из самых старомодных, но времена ныне иные, кто ремонтирует фен за 10$, а иногда проще купить новый, с учетом, что весь рынок буквально забит дешевыми китайскими фенами. Так что пользуясь случаем, рассмотрим конструкцию и работу фенов для волос.
Работа бытового фена
Фен работает от сети 220 В, 50 Гц. Любой фен для волос имеет две основные части — обогревательный элемент и электродвигатель.
В качестве обогревательного элемента как правило используется нихромовая спираль, именно она обеспечивает теплый воздух. В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения.
Проходя через спираль, ток теряет свою начальную силу, поскольку спираль имеет определенное сопротивление, именно этот ток выпрямляется диодным мостом и подается на электродвигатель.
Электродвигатели в фенах рассчитаны на напряжение 12, 24 и 36 Вольт, только в очень редких моделях используются электродвигатели с питанием 220 Вольт, в таком случае, напряжение из сети напрямую подается на электромотор. К ротору двигателя укреплен винт (пропеллер) который обеспечивает отдув тепла со спирали, именно благодаря этому на выходе получается достаточно сильный направленный поток теплого воздуха. Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя.
Принесенный фен был разобран, оказалось, что проблема заключалась в оборванной дорожке на плате с выключателями. После заливки её припоем — устройство заработало нормально.
Но чаще всего, основные причины неработоспособности — оборванная спираль, нерабочий двигатель, расплавившиеся от тепла контакты выключателей, оборванный сетевой провод или вилка.
Из чего состоит фен:
Элементы на схеме: 1 — насадка-диффузор, 2 — корпус, 3 — воздуховод, 4 — ручка, 5 — предохранитель от перекручивания шнура, 6 — кнопка режима «Холодный воздух», 7 — переключатель температуры потока воздуха, 8 — переключатель скорости потока воздуха, 9 — кнопка режима «Турбо» — максимальный поток воздуха, 10 — петля для подвешивания фена.
Электросхема простого фена
На электродвигатель подается напряжение постоянного тока, полученное посредством диодного моста, состоящего из четырех диодов (или просто от одного диода).
Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями (нагрузками), это — спираль и диодный мост (двигатель не считаем, т.к. является нагрузкой моста). В цепи элементы расположены последовательно (один за другим), значит, падение напряжения на каждом из них будет зависеть от его же сопротивления и их сумма будет равна напряжению сети при третьем положении переключателя.
Большинство фенов начального уровня имеют простейшую электросхему, в таких фенах только один переключатель, которым включается вентилятор и ТЭН. Нагреватели могут выполняться в различных модификациях, но во всех фенах они выполнены из нихрома, свитого в пружину.
Однако почти все простые современные фены имеют 2-3 ступени регулировки мощности и потока воздуха.
Более продвинутые фены имеют плавные регуляторы скорости обдува и температуры обдуваемого воздуха.
Правила эксплуатации фенов
Рекомендуемое максимально время работы — 5 минут. По завершении работы регулятор температуры убрать на минимум, оставить на холодном продуве на пол минуты, и только затем выключить фен. Старайтесь не брать его мокрыми руками, иначе возможно попадание влаги на внутренние элементы схемы, что может привести к замыканию. Автор: АКА КАСЬЯН.
Originally posted 2019-08-28 02:10:47. Republished by Blog Post Promoter
Фен не включается? Проверьте розетку и шнур
Да, да — у многих это предположение вызовет только саркастическую ухмылку, потому что они, конечно, уже проверили. Но логика человека действительно такова, что мы часто можем грешить не на то. Если ваш фен не работает, в первую очередь проверьте его в других розетках и проверьте другие электроприборы в этих розетках. Вполне возможно, что сломался не фен.
Розетки работают? Проверяем шнур.
В идеале, если есть возможность, лучше использовать мультиметр или индикаторную отвертку — проверить ими целостность шнура и проходимость электричества по нему.
Хотя повреждения шнура могут проявляться и внешне — как потертости, надрывы или надрезы шнура. Особое внимание обратите на начало и конец шнура — область возле вилки и область возле входа в корпус. Большая часть проблем со шнурами происходит именно в этих местах.
Если шнур цел — что ж, идем дальше, разбираем фен. Кстати, когда вы его разобрали, первое внимание обратите на внутренний путь шнура питания — нарушение целостности провода может быть уже внутри фена.
Если удалось найти проблему в шнуре — отлично, значит, устранить ее может быть достаточно просто, если вы обладаете базовыми навыками работы с проводами. Если нет — не рискуйте, отдайте тому, кто умеет.
Конструкция и принцип работы фена для сушки волос
Фен впервые стал активно использоваться еще в далекие 40-е годы. Сегодня прибор может смело отпраздновать свое 75-тилетие. Он есть в каждом доме, ведь девушке сложно представить красивую укладку без его использования. Конструкция и принцип работы фена простые. После их детального анализа удастся выбрать подходящее устройство, которое гарантированно прослужит в течение долгого периода времени. Вероятность поломки в современных аппаратах удалось свести к минимуму. Соответствующие знания правил эксплуатации также должен знать каждый человек.
Или, может быть, фен не работает, потому что сгорел мотор?
Вот эта проблема — всем проблемам проблема. На то, что дело именно в ней, кстати, указывает запах гари или искры из фена. Впрочем, этих симптомов может и не быть, но если всё остальное в порядке — что ж, вполне вероятно.
Сложность здесь в том, что мотор в домашних условиях вы починить, скорее всего, не сможете. Ну разве что вы — Левша, способный подковать механическую блоху. Фен придется нести в сервис, где мотор, скорее всего, просто заменят. Если вообще есть сервис, работающий с фенами вашей марки.
Именно поэтому мы в Mustang Professional повторяем, что срок службы фена во многом зависит именно от срока службы мотора. И когда вы выбираете фен, который должен честно и долго служить вам — стоит обращать внимание на то, какой мотор установлен в нем.
Мы устанавливаем в свои фены моторы американской марки Johnson Motors, известные потрясающе долгим сроком службы. Поэтому мы уверены в своих фенах — и поэтому наши клиенты уверены в них.
Если нынешний фен не устраивает вас по качеству — загляните в наш каталог. Вполне вероятно, что вы найдете замену для него, которая будет радовать вас долгие годы.
Возможные проблемы и их решения
- Устройство не включается.
Обычно это происходит из-за повреждения шнура питания. Внимательно осмотрите провод на предмет заломов, а также обратите внимание на места крепления провода с вилкой и с корпусом – именно здесь шнур перетирается чаще всего. Если это случилось, то единственный выход – полностью заменить шнур питания или разобрать саму вилку, если кабель перетерся рядом с ней. Другая возможная причина – это неисправность розетки или отсутствие электричества. Попробуйте подключить к розетке другой прибор, чтобы проверить, работает ли она. Если с ней все в порядке – нужно искать проблему в самом фене.
- При включении появляется запах гари.
Чаще всего такая проблема возникает, когда мотор оказывается забит волосами, пылью или другими посторонними элементами. Сетчатая решетка вентилятора призвана защищать мотор от попадания волос, однако она не всегда справляется с этой задачей. В результате они забивают собой мотор и начинают гореть, из-за чего появляется неприятный запах. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно вытащить застрявшие внутри корпуса волосы. Это удобно делать при помощи острого тонкого предмета – например, спицы, тонкой отвертки или длинного пинцета. Если после очистки запах гари не исчез, обязательно обратитесь в мастерскую – проблема может быть в двигателе или системе нагревания.
- Прибор отключается во время работы.
Чаще всего это происходит из-за превышения допустимой температуры. Перегреваться фен может по той же самой причине – волосы или пыль забивают собой мотор и не дают холодному воздуху проходить через нагревательный элемент, из-за чего он перестает охлаждаться, а прибор перегревается. В большинстве фенов установлены специальные предохранители, которые автоматически отключают устройство, как только оно становится слишком горячим. Это происходит для того, чтобы мотор не сгорел от перегрева. Выход из этой ситуации аналогичный – нужно снять решетку или разобрать устройство, прочистить его от посторонних предметов и загрязнений и дать ему полностью остыть.
- Не работает какой-либо режим или один из переключателей не реагирует на нажатие.
Такая ситуация может возникнуть из-за поломки самих переключателей – например, если у них повредились или отошли контакты. Это можно проверить во время разбора фена. В большинстве случаев отошедшие контакты можно легко припаять обратно, а сломанные – заменить на новые.
- Фен подает только холодный воздух.
Это может произойти из-за поломки нагревательного элемента, обрыва или повреждения спирали или неполадок в микросхеме. Разорванную или поврежденную спираль можно попробовать срастить самостоятельно, но результат от этого не продержится долго. В таком случае специалисты советуют не пытаться починить деталь самостоятельно, а просто заменить ее целиком или обратиться в сервисную мастерскую, где прибор починят профессионалы.
- Внутри фена появляются искры, слышен треск.
Такое обычно случается из-за повреждений в двигателе. Помимо внешних признаков, при разборе поломка мотора будет заметна визуально по виду контактов и изменению цвета деталей, на которых может даже появиться нагар. Проблемы с двигателем также лучше решать в ремонтной мастерской – конечно, если вы сами не являетесь специалистом по электрике.
Рекомендуемые товары
Расческа для стрижки многофункциона…
Арт. YS-320 soft carbon
Многофункциональная расчёска для стрижки с рельефным обушком, длина 20…
Купить за 1 552 р.
Сеточка-невидимка BUN NET для шиньо…
Арт. 115263345
Сеточка-невидимка BUN NET для шиньонов коричневая с крупными ячейками,…
Купить за 67 р.
Гель перед депиляцией
Арт. 10660009
Используется для очищения кожи перед процедурой депиляции. Гель очища…
Под заказ 1 430 р.
Щётка для волос трёхрядная
Арт. 03227
Щётка деревянная узкая с тремя рядами 100% натуральной щетины дикого к…
Под заказ 359 р.
Как разобрать фен
Как правило все современные фены, впрочем как и другие бытовые устройства подобного рода, не всегда имеют болты крепления доступные и на виду, они часто скрыты за различными заглушками или пластиковыми панелями которые нужно отстегнуть. Пациент для данной статьи, старенький фен Rowenta, в этом смысле не отличается.
На ручке фена отщёлкиваем и снимаем пластиковую панель
Тонкой плоской отвёрткой или лучше коротким монтажным ножом, отжимаем защёлки и снимем крышку. Далее нужно разобрать механизм переключения режима скоростей. Для этого вынимаем ось колеса переключателя и снимаем планку.
Разбираем механизм переключения
Затем снимаем ещё одну накладку и вот только теперь можно выкрутить болты крепления.
Добираемся до болтиков
Кстати для этого часто нужна хитрая отвёртка например формы треугольник, звёздочка или плоская с прорезью, в моём случае это давно сделанная самоделка из старой плоской отвёртки, но сейчас такие можно и приобрести.
Хитрый винт с самодельной отвёрткой
Теперь когда два винта выкручены, для полной разборки необходимо снять ещё одну пластиковую часть корпуса.
Ну вот, добрались до внутренностей.
Теперь, можно и провод заменить и любой другой ремонт выполнить.
Фен разобран
Как снять крыльчатку вентилятора
Зачастую в фенах повреждаются лопасти крыльчатки. Это происходит постепенно, по мере накопления постороннего мусора, затягиваемого воздушным потоком через сепаратор. Однажды количество инородных помех превышает критическое состояние и лопасти трескаются. Происходит это во время включения прибора, когда мотор набирает обороты и вращательное усилие становится максимальным.
По мере накопления мусора и пыли внутри фена лопасти вентилятора испытывают всё большее сопротивление при вращении и, наконец, ломаются